В связи с многочисленными жалобами граждан на отказы уполномоченных органов субъектов России в признании пострадавшими — Общероссийским движением проведен анализ ситуации с действующими критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших и сделаны следующие выводы:

В Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» сказано, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее — привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:

1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида — жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (пункт утратил силу с 1 июля 2018 года.);
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

В соответствии с п. 4. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан».

Т.е. исходя из текста закона, в данной статье речь идет о пострадавших гражданах в целом, а не только об отдельной категории: «участники долевого строительства», которые отдельным определением подчеркнуты в п.1 ст. 1 «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее — участники долевого строительства)».

В соответствии с п. 18. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ Контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Т.е. из текста закона надзор осуществляется не только за привлечением средств непосредственно «участников долевого строительства», но и иных участников строительства многоквартирных домов.

Также в Федерального законе от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ указано, в каких случаях застройщикам запрещено привлекать средства граждан.

Права граждан РФ на жилище и способ их реализации закреплены в ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права».

Таким образом реализация конституционных прав на жилище регламентирована органами государственной власти, как и организован контроль и надзор за реализацией указанных прав, созданы условия для взаимодействия органов власти в т.ч. возможность в случае возникновения проблем выходить с законодательными инициативами для дополнительного обеспечения указанных прав.

Из чего следует, что граждане, при реализации своих конституционных прав в равной степени защищены законом при условии, что с их стороны закон не нарушается, являясь добросовестными приобретателями прав на строящееся жильё (многоквартирные дома) в отсутствие чётких правил не могли предусмотреть всех рисков (которые не смог предусмотреть даже законодательный орган власти), в то же время за привлечением средств граждан для строительства многоквартирных домов организована целая система контроля, в которой участвовали в т.ч. правоохранительные органы.

Бездействие органов власти, отсутствие законодательных инициатив привело к тому, что даже расходования средств «Материнского капитала» через кооперативы допускает привлечение бюджетных средств на объекты, разрешение на строительство которых не получено в установленном порядке (разешение на строительство не требуется при проверке ПФР документов кооперативов в соответствии с п. 11 Правил направления средств (части средств) Материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий), т.е. при таких условиях даже сейчас на «самострои» продолжают выделяться бюджетные деньги.

Мы считаем, что на основании описанного, в случае, когда сами участники строительства многоквартирных домов исполнили свои обязательства по оплате договоров и не являются соучастниками преступления (такого как мошенничество и др.) — они являются по факту пострадавшими и здесь достаточно оценки следователя, к какой категории из двух указанных отнести конкретного гражданина, а при таких условиях уполномоченный орган заведомо ограничил часть граждан в правах на получение государственной поддержки наравне с пострадавшими участниками строительства отдельных категорий даже из числа «участников долевого строительства» и действующие критерии по сути являются дискриминационными.

В связи с чем для всех, кому отказано во включении в реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены нами предложен шаблон «сообщения о преступлении» (доступен по ссылке https://clck.ru/Ea4Np) используя который вы можете организовать массовую подачу заявлений пострадавших участников строительства вашего объекта, а затем совместно с представителями других проблемных объектов добиваться восстановления прав.