РОО СДПКК обратилась в Генеральную прокуратуру и Минстрой РФ с требованием расширить критерии отнесения граждан к числу пострадавших участников строительства многоквартирных домов с целью принятия Правительством РФ исчерпывающих мер для решения проблемы пострадавших граждан.

Текст обращения:

«В поручении президента России от 03.08.2016 г. № Пр-1520 Правительству Российской Федерации было поручено принять меры по совершенствованию учёта пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в том числе посредством установления критериев, в соответствии с которыми многоквартирные дома, для строительства которых привлечены средства граждан, относятся к числу проблемных, а также единых для всех субъектов Российской Федерации правил учёта таких домов.

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ (далее 214-ФЗ) уполномоченный орган (Минстрой России) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Данная функция реализована Минстроем России путём издания приказа от 12.08.2016 N 560/пр (далее приказ N 560/пр), а так же внесением в него корректировок от 24.01.2018. Однако в п.п. 2 п. 2 Приложения 1 приказа N 560/пр дискриминационным образом проигнорировано право быть признанными пострадавшими гражданами у участников паевого строительства жилищно-строительных кооперативов, не смотря на то, что в соответствии с п. 18 ст. 23 214-ФЗ контролирующий орган по аналогии с контролем за привлечением средств участников долевого строительства «осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», что в свою очередь возлагает ответственность на контролирующий орган в равной степени за реализацию указанной функции как в отношении застройщика (определение которого указано в п. 1 ст. 2 214-ФЗ) так и ЖСК.

Как сказано в письме Минстроя России от 15 августа 2017 г. N 28931-НС/07 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560»: «Вместе с тем следует обратить внимание, что формирование и ведение реестра пострадавших граждан по правилам, предусмотренным приказом Минстроя России N 560/пр, не лишает органы государственной власти субъектов Российской Федерации права, предусмотренного частями 5 и 6 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» своими актами устанавливать дополнительные к федеральным, меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.», однако отсутствие информации о реальном количестве пострадавших граждан, участников строительства многоквартирных домов — не позволяют  Правительству РФ оценить реальные масштабы проблемы и принять исчерпывающие меры для её решения, а региональные власти имеют возможность использовать не совершенный  учет количества пострадавших для перекладывания ответственности на пострадавших граждан, за несвоевременное либо не надлежащим образом осуществление возложенных на региональные власти функций.

На основании описанного прошу потребовать от уполномоченного органа во исполнение поручения Президента РФ от 03.08.2016 г. № Пр-1520 внести изменения в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан для учёта пострадавших при участии в строительстве многоквартирных домов посредством заключения договоров с ЖСК граждан и распространения на них государственных гарантий защиты и восстановления прав в равной мере с участниками долевого строительства многоквартирных домов.«